Этот праздник открывает череду осенних еврейских праздников, установленных Богом для Его народа. В Писании праздник называется Днем воспоминания о трубном звуке или Праздник труб – Йом труа. (Числа 29:1). Имеется в виду трубление в бараний рог – шофар. Звук шофара скорее напоминает тревожный крик, чем звук духового инструмента. Звуки шофара сопровождали важнейшие события еврейской истории и будут сопровождать удивительные события в истории всего человечества. На праздник Йом труа принято трубить в шофар.
Давайте посмотрим, о чем же напоминает Господь в Своем Слове звуками шофара.
Прежде всего, звук шофара напоминает об
испытании, которому Всевышний подверг праотца еврейского народа Авраама.
Он был готов по слову Бога принести в жертву своего единственного сына
Ицхака, но в последнюю минуту Ицхак был заменен жертвенным бараном,
который рогами запутался в кустах. Там, в «стране Мориа», которая
отождествляется с горой Мориа в Иерусалиме (где царь Соломон построил
Храм – 2Пар.3:1), Бог поклялся особенным образом благословить Авраама
(Быт.22:1-18). У этой истории есть замечательная параллель в Новом
завете, где говориться, что Бог не пощадил Своего единородного Сына
Иешуа для искупления грехов всех людей, проявив Свою удивительную любовь
и милость.
Исх.19: 16-19 – Сошествие Господа на
г.Синай и дарование Торы Израилю сопровождались «оглушительным» звуком
шофара. Господь приглашал народ взойти на гору «во время протяжного
трубного звука» (ст.13), но тогда народ испугался…
Израиль победил Иерихон под звуки шофара (И.Нав.6:19); в шофар трубили, собирая народ Израиля на войну (Суд.3:27); стражи на воротах Иерусалима предупреждали народ об опасности, трубя в шофар (Ам.3:6; Иер.6:1). Шофар напоминал евреям о господстве Бога над всеми народами Земли: «Ибо Господь всевышний страшен,- великий царь над всею землею… Восшел Бог при восклицаниях , Господь при звуке трубном.») – Псал.46:3,6.
Пророк Исайя рассматривает протяжный звук шофара как провозглашение последнего собрания остатков Израиля из мест рассеяния для поклонения Господу «на горе святой в Иерусалиме».
Во время второго пришествия Мессии Иешуа
будет звучать шофар: «…Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и
трубе (шофаре) Божьей сойдет с неба…». Звуки шофара будут сопровождать
грядущее воскресение из мертвых (1Кор.15:20).
После вавилонского пленения в 6-м веке
до н.э., когда были изменены названия месяцев еврейского календаря, 1-й
день седьмого месяца – 1 тишрея- стали называть Рош hашана – голова
(начало) года. Существует предание, что в этот день был сотворен Адам. А
так как в Адаме все согрешили, то этот же день, согласно еврейской
традиции, является днем ежегодного суда Бога Израиля над всеми сынами
человеческими. В это день, по преданию, раскрываются небесные книги и
каждому человеку Всевышний выносит приговор на весь наступающий год – к
жизни или смерти, к благу или страданиям… Последний месяц еврейского
календаря элул (от арамейского «веэлилу» - «исследовать»,
«рассматривать», «анализировать» ) – месяц размышлений над прошедшим
годом. Чтобы войти в следующий год без бремени старых проблем, грехов и
ошибок, нужно совершить покаяние («тшуву»), просить прощения и прощать.
Пророк Иеремия призывает: «Испытаем и исследуем пути свои и обратимся к
Господу».
Согласно еврейской традиции, в праздник
Рош haшана люди должны слышать звук шофара, который напоминает о Боге
Израиля, о Его Слове, который пробуждает сердца и звучит как призыв к
покаянию и обращению к Богу.
На праздник Рош haшана все поздравляют
друг друга, желая доброго и сладкого года – «Лешана това уметука». На
праздничном столе обязательно присутствуют круглая хала, яблоки и мед,
рыбья или баранья голова (Втор.28:13,44). Традиционные молитвы: « Йехи
рацон милфанэха Адонай Элоhейну Элоhей авотейну шетехадеш алейну шана
това уметука» («Да будет желанием Твоим, Господь, Бог наш и Бог отцов
наших, чтобы обновить для нас год добрый и сладкий»). «Йехи рацон
лефанзха Адонай Элоhейну Элоhей авотэйну шенахье лерош лё лезанав»).
(«Да будет желанием Твоим, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы мы
были головой, а не хвостом»). Нужно учитывать, что «быть головой» можно
только исполняя Божью волю в своей жизни. Если это не так, ты –
хвост.
PS. Считается, что название месяца перед
Рош haшана – элул- является аббревиатурой 2-го стиха из 6-й главы Песни
песней (Песнь песней 6:2) - «Я принадлежу возлюбленному моему, а
возлюбленный мой – мне». Наш Возлюбленный (Иешуа) принадлежит нам.
Хорошо было бы, если бы и наша жизнь, и мы полностью принадлежали Ему.
Приглашаем на Хвалу!
До начала хвалы осталось: